Известный рус­ский гравер Николай Иванови­ч Уткин. Гравюры и биография.

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2
knopka_add3
продажа картин

Регистрация/Вход


Быстро и удобно!

Авторов онлайн

Никакой

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Гостей онлайн

Сейчас 1044 гостей онлайн
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Известный рус­ский гравер Николай Иванови­ч Уткин. Гравюры и биография.
 
 
 

Известный рус­ский гравер Николай Иванови­ч Уткин. Гравюры и биография.

Павел Ин. Автор:
Павел Ин.


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
08.05.2015 14:57

Николай Иванови­ч Уткин (1780-1863)


Первым биографом известного рус­ского гравера Николая Иванови­ча Уткина был Д. Ровинский, ко­торый в целом проложил пути для изучения русской графики. Ровин­ский, систематизировав, выявив и описав работы Уткина, поставил его на одно из первых мест среди всех русских граверов. Время под­твердило справедливость оценки.

 

Екатерина II (Н.И. Уткин, с оригинала В.Л. Боровиковского 1783 г., 1827)

Гравирование иногда казалось областью вспомогательной в иерар­хии искусств. Граверы XVIII и XIX столетий были призваны вы­полнять сразу несколько служеб­ных функций. Они достаточно ред­ко гравировали собственные твор­ческие композиции, их гравюры исполнены по живописным произ­ведениям, то есть до известной степени гравюра рассматривалась с позиций популяризации картин, как своего рода рукодельная репро­дукция. Но в процессе гравирова­ния композиционная схема жи­вописной работы приобретала иной смысл и эстетическое звучание, ста­новясь основой самобытного, са­мостоятельного искусства. Глаз знатока тех дней высоко ценил ин­дивидуальность руки гравера, и коллекционерство эстампов полу­чало быстрое развитие. Русские художники довольно скоро достиг­ли высокого профессионализма, и в лице Уткина отечественная гра­вюра сравнялась для знатоков по своей значительности с лучшими образцами европейской гравюры той эпохи.

Ремесло, знание технических тайн и искусство, чувство графической формы образуют у Уткина нераз­рывное единство. Его работы — характерный и яркий пример эсте­тических вкусов эпохи, в них орга­нично переплелись самые различ­ные устремления времени. И сама биография мастера объясняет во многом такую стройную «много- слойность» его творчества. Когда Уткин учился в петербургской Ака­демии художеств, граверное дело там преподавал Игнатий Клаубер. Старательный и педантичный мас­тер из Аугсбурга, посвященный на своей родине во все традиционные секреты мастерства гравера, при­учал своих учеников к тщатель­ности, точности и ясности в ра­боте. Совершенное владение тех­никой становилось своего рода и художественным принципом — гравюры нередко оставляли ощу­щение холодной, ясной ровности, свойственной художественной культуре классицизма. После окончания Академии худо­жеств Уткин как пенсионер попал в Париж, где прожил всю эпоху наполеоновских войн, вплоть до 1814 года. (Многие русские тогда были задержаны во Франции как своего рода заложники.) Побывал русский мастер и в Лондоне. Скоро он усвоил стиль самого популярно­го гравера тех дней Бервика. Лис­ты Уткина встречаются в крупных европейских коллекциях гравюры, и сегодня их можно порой увидеть на самых авторитетных аукцио­нах. За одну из своих гравюр — «Эней» — русский мастер по при­казу самого Наполеона был на­гражден золотой медалью. Словом, Уткин вернулся на родину признан­ным художником. Всего в творческом наследии мас­тера насчитывается более двухсот гравюр. Пожалуй, самые известные среди них — портреты. В пору под­линного расцвета своего таланта, который относится к 1818— 1828 годам, Уткин награвировал портреты Суворова, митрополита Михаила, Екатерины II (по извест­ному полотну В. Боровиковского). Как правило, портреты Уткина строги и величественны, исполнены торжественности. Особую их чер­ту составляет поразительное чувст­во детали, вещи. Виртуозно и, мож­но сказать, с любовью художник гравирует плетенье кружев и при­хотливые абрисы орденов, мы ощу­щаем мягкость бархата и скользя­ щую поверхность шелка, холодное сияние бриллиантов и матовость металла. Сам мастер охарактеризо­вал «вещность» и живую конкрет­ность своих гравюр следующим об­разом: «чтобы каждый предмет имел особый характер и вкус ра­боты».

Уткин работает очень уверенно, тщательно, добиваясь чистоты и ясности гравюры, ее пластической цельности, и вместе — естествен­но, просто. Жесткость, сухость, порой свойственные гравюрам предшествующей эпохи, часто ус­тупают место по-своему живопис­ной мягкости, и случается, что гравюра Уткина по живости ощу­щения композиции приближается к рисунку кистью. Такие устремле­ния уже явно ближе умонастрое­ниям и чувствованиям романтизма, нежели заветам классической эс­тетики.

Кроме больших репрезентативных портретов и портретов более скром­ных по своей задаче (портрет Пуш­кина), Уткин награвировал нема­ло и различных исторических сюже­тов, по-прежнему оставшихся весьма популярными в живописи тех лет, особенно академической. Оставил свой след Уткин и в исто­рии иллюстрированной книги в России. В частности он — автор гравюр резцом к «Илиаде» Гоме­ра. Его изящные виньетки выде­ляются и тонкостью мастерства, и безупречным чувством стиля... В 1830— 1850 годы Уткин, уже все­ми уважаемый мастер, член Дрез­денской Академии художеств, ра­ботает не с такой интенсивностью, как прежде. Что-то безвозвратно утеряно в его творчестве. Тщатель­ность ремесла, незаурядное уме­ние остаются, но то неуловимое поэтическое обаяние, внутренняя энергия, которые есть в портретах его лучшей поры, исчезают.

Аракчеев

Шишков Александр Семенович

Шишков Александр Семенович

Десницкий Михаил

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 

 

Дизайн интерьера

Декорирование интерьера

Современные художники: жанры, стили, направления

Контакты администратора

 

E-mail: pavelin@mail.ru

Внимание

В арт-сообществе состоит более 1400 авторов. Если публикуемые пользователями портала изображения, статьи нарушают чьи-либо авторские права, законодательные нормы, пожалуйста сообщите администрации сайта. Собственные произведения художники размещают на личной странице профиля пользователя (отображаются в виде мини-эскизов). Картины известных мастеров, публикуемые исключительно с ознакомительно-просветительской целью, размещаются в отдельной статье, посвященной творчеству мэтра.

 

 

Картины современных художников